Транспорт
всегда был и будет одной из главных отраслей, необходимых человечеству. Без его
услуг немыслимо существование современного общества. Недавно мне
посчастливилось побывать на территории одного из подразделений самого крупного
транспортного предприятия нашего города – в Восточном трамвайном депо МУП КТТУ.
Трамвайное
движение в Краснодаре официально ведет отсчет с декабря 1900 года. Екатеринодар
стал семнадцатым трамвайным городом в Российской империи. В 1908 году началось
строительство трамвайной линии в станицу Пашковскую. Именно благодаря ей и
возникла необходимость в строительстве депо – оно начало свою работу в марте
1912 года. Только представьте себе, современное на сегодняшний взгляд, оно уже
существует здесь 105 лет!
И
вот, с моим сегодняшним экскурсоводом по территории депо, пресс-секретарем
Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Дмитрием Вохмяниным, мы
проходим строгий паспортный контроль на КПП (накануне от руководства было
официальное письмо о моем визите в депо) и попадаем на первую, центральную,
площадку. Ее называют «веер». Здесь так просторно и свободно бывает только
днем, ведь все машины вышли на линию. А в темное время суток как раз тут ночуют наши
трамвайчики.
Со
стороны депо кажется вроде и не большим, однако только путей, начиная с веера и
до цехов ремонта – 22.
На
данный момент в Краснодаре работает 15 трамвайных маршрутов, а длина сети
составляет 123,6 км. Для сравнения, в Ростове-на-Дону осталось всего 29 км пути и 27 вагонов. За год краснодарский трамвай перевозит 85 млн пассажиров. И эта цифра постоянно растет. Трамвай - это еще и романтичный вид транспорта. Он похож на маленький поезд, а поезд - это всегда путешествия и романтика. Поэтому про трамвай сложено не мало песен, стихов. Так, песня "Любэ" "Трамвай, пятерочка, вези в Черемушки меня" написана словно для Краснодара. У нас есть микрорайон Черемушки, а через него проходит пятый маршрут трамвая.
Краснодар - один из немногих городов в России, который обладает, как
говорят специалисты, "бархатным путем". Сотрудники депо изобрели
рельсошлифовочную машину, благодаря которой на рельсах исчезают дефекты, что
позволяет трамваю двигаться мягко. Именно этот фактор позволил осенью 2016 года
нам воспользоваться возможностью испытать трамвай минского производства «Метелица».
До Краснодара он побывал лишь в Москве и Санкт-Петербурге.
А
мы подходим к цеху технического обслуживания № 1. Здесь проходит кратковременный
осмотр или незначительный ремонт вагонов, которые находятся на плановом ТО или
поломка не значительная. В день моего
визита в депо здесь как раз обслуживался трехсекционный «Витязь».
Поколения
вагонов, от более ранних, до современных, которые готовы в любой момент выйти
на линию, стоят в резерве.
"Согласно требованиям времени в депо постоянно что-то модернизируется, поэтому ничего, что напомнило бы о тех далеких временах, когда 105 лет назад было создано депо, практически не сохранилось", - отметил Дмитрий Вохмянин.
Особое,
почетное, место в депо занимает ретро-вагон типа «Х» («Харьковский»). «Мы
отказываем в просьбах выпускать данный вагон в особо значимые даты, как
музейный экспонат. Да, он на ходу, но современным требованиям транспортной безопасности он,
конечно, не отвечает», - подчеркнул Дмитрий Вохмянин.
Вагон образца 1930-х годов выпускался Мытищинским
и Усть-Катавским заводами в 1927 – 1941 годах. Название вагона дано в честь
города, получившего первым крупную партию таких вагонов. Именно этот, уже музейный вагон-экспонат, был выпущен в 1931 году, а поступил в Краснодар в 1932 году.
Внутрь
вагона пускают редко, но для меня сделали исключение.
Салон
кардинально отличается от наших современных трамваев. Передняя дверь
расположена вообще в кабине водителя. Возникает вопрос: использовалась ли она.
Деревянные сиденья расположены парами, напротив друг друга.
Кабина
водителя имеет всего несколько рычагов управления.
Маршрутная
табличка № 5 «Роща – пос. Пашковский» присвоена уникальному вагону не случайно –
это самая старая линия в Краснодаре и один из самых длинных маршрутов в России. По данным на август 2017 года, маршрут № 5, являющийся самым длинным в городе, по протяженности составляет 41 км 331 м (в оба конца), а самым коротким - маршрут № 12 (7 км).
Чтобы
трамваи выходили строго по графику, не было сбоев, а также других нарушений в
ходе движения, следит диспетчер. Здесь целый информационный центр. Доска
объявлений кипит своей, важной информацией.
В
цеху текущего ремонта № 2 осуществляется длительный и капитальный ремонт подвижного
состава.
А
вот набор запасных пантографов.
В
случае нехватки машин на линии или замены вышедшей из строя, резервные трамваи
отправляются по этим рельсам. Первый трамвай выходит на линию в 5ч20мин, а последний заходит в депо за несколько минут до полуночи.
А
такие трамваи вы, наверное, редко видели (если видели вообще) на улицах города.
Потому что они работают в основном в ночное время. Это снегоочистители. Сильные
снегопады у нас в теплом городе редкость, поэтому такая техника на улицах в
диковинку. Большую часть года она хранится в депо.
На
данный момент в депо работает около 800 человек. Это механики, электрики,
водители и кондукторы. Работа кипит здесь и днем, и ночью, чтобы вы, выйдя на остановку
трамвая, дождались исправную, комфортную машину, которая доставит вас в пункт
назначения. Напомню, в Краснодаре два трамвайных депо - Восточное и Западное. В Восточном на балансе около 90 вагонов, большая часть которых производства Усть-Катавского вагоностроительного завода (в народе принято называть их "квадратные трамваи"), более 10 шт которых модернизировано. Здесь же более 20 низкопольных трамваев, новые модели и трехсекционный "Витязь". В Западном депо, которое открыто было в 1963 году, в основном чешские Tatra и вагоны Екатеринбургского завода. Всего около 140 вагонов.
На днях Краснодар стал первым в России городом, где введена система бесконтактной оплаты проезда при помощи банковской карты. Она станет альтернативой оплате наличными и при помощи транспортной карты.
На днях Краснодар стал первым в России городом, где введена система бесконтактной оплаты проезда при помощи банковской карты. Она станет альтернативой оплате наличными и при помощи транспортной карты.
___________________________________
Данный журнал является личным блогом, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Все фотографии в этом блоге авторские, если не сказано обратного. Все тексты в этом блоге авторские, если не сказано обратного. При использовании материалов этого блога ссылка на источник (т.е. этот блог) обязательна. Копирование материала в некоммерческих целях с указанием источника разрешается. В других случаях - прошу связаться со мной через e-mail.
Все фотографии в этом блоге авторские, если не сказано обратного. Все тексты в этом блоге авторские, если не сказано обратного. При использовании материалов этого блога ссылка на источник (т.е. этот блог) обязательна. Копирование материала в некоммерческих целях с указанием источника разрешается. В других случаях - прошу связаться со мной через e-mail.
Несколько лет назад я даже прокатилась по города на историческом трамвайчике. Спасибо за экскурсию по нашему трамвайному депо. В детстве часто нас гоняли по территории. Моя подружка жила в частном секторе, примыкающем к депо, любопытство распирало)))
ОтветитьУдалитьЛюбопытство всегда берет верх. Сам помню, как в детстве, куда мы только не ходили))
УдалитьСпасибо за очень интересную экскурсию! Трамваи люблю, хотя у нас в Тольятти их нет. Но если бываю там, где ходят трамвпи, не упускаю случая на них прокатиться.
ОтветитьУдалитьИнтересна историческая часть сообщения! Хорошо, что истоки трамвайные ценятся.
Очень современные трамваи в Краснодаре.
Да, у нас очень ценят трамвай. Он равноценен наземному метро в наших пробках. Да и самый старый вид транспорта. В этом году отметит 117-летие.
УдалитьСпасибо за экскурсию, Александр Сергеевич! В Туле тоже есть трамваи. Если не спешу, то всегда стараюсь проехать на трамвае! Сразу детство вспоминается!
ОтветитьУдалитьБыл в Туле, Наталия Викторовна, знаком с тульским трамваем. А почему, если не спешите? Они у вас медленно ходят?
Удалить