пятница, 2 марта 2012 г.

Фотоперспектива. О симметрии и светотени

Мы продолжаем серию публикаций, связанных с особенностями фотосъемки. Итак, урок второй.
Сегодня мы рассмотрим такие приёмы, как отражение в кадре, игра света и тени, симметричность. Кстати, урок первый можно найти здесь.

Многие ученые и просто мечтатели гадают, есть ли еще жизнь во Вселенной, кроме нашей? Есть ли совсем другой мир, иная живая планета, совершенно отличные от нас существа? По этому поводу можно долго спорить, приводить неоспоримые аргументы, но одно сказать можно точно – существует, как минимум, один другой мир, хотя и другим-то назвать его сложно, ведь он полностью копирует наш – удивительный мир отражений. Мы не замечаем, но, выйдя на улицу, мы очень часто видим себя со стороны, в отражениях стеклянных зданий, водоемов, различных стендов, зеркалах торговых центров и так далее. Этот идентичный нам, но все же, скрывающий в себе что-то таинственное, мир не остается без внимания среди людей творческих. Зеркальные отражения часто становятся ключевым моментом в детективах, игра с отражениями очень эффектно выглядит в кинофильмах, а художники и фотографы используют отражения, как новый способ передачи реальности.


Самые интересные и завораживающие результаты при фотосъемке с отражениями дает вода. Это происходит потому, что воду нельзя назвать зеркалом, которое точь-в-точь передает действительность. Поверхность воды практически никогда не бывает идеально ровной, поэтому все отраженные в ней объекты приобретают другой вид, что и делает снимок интересным. Зачастую, когда мы идем куда-то, мы не обращаем на отражения в лужах или в реке никакого внимания, но стоит замедлить шаг, включить так называемое «фотографическое видение», выбрать ракурс и в обычной луже можно увидеть будущий гениальный снимок. Кстати, не переживайте о том, как вы можете выглядеть со стороны, кружа вокруг лужи, внимательно вглядываясь в нее. В данный момент окружающие, может быть, и не поймут вас, но вот потом они будут восхищаться удачно пойманным снимком. В деле фотографа вообще стоит забыть о стеснении. Творческих людей часто считают чудаками, а потом раскупают их творения за огромные деньги.




При съемке отражений для начала нужно определиться с сюжетом и композицией. Либо вы хотите снять некий объект, а так же его отражение в воде. Либо лишь отражение. В первом случае никаких преград нет – выбираете наиболее живописный объект у водоема и снимаете его. Во втором случае следует придерживаться одного правила. На фотографии должно быть видно, что это отражение. Иначе зритель может подумать, что это всего лишь навсего некачественное изображение или эффект графического редактора. Поэтому давайте зрителю намеки на то, что перед ним именно отражение – включите в композицию часть отражающегося объекта или бросьте в воду какой-нибудь предмет (листья, камни и т.д.). Стоит так же обращать внимание на ненужные предметы в кадре, как, например, мусор. Он может испортить впечатление от хорошей картинки.
Помните о том, что любая фотография должна нести информативную нагрузку – либо отображать объект, либо заставлять задуматься об изображении. В любом случае, кадр не должен выглядеть абсолютно непонятно, потому что человек может просто не захотеть искать в нем смысл. Поэтому, снимая отражение, позаботьтесь о том, чтобы и сам объект, и его копия в воде были четко видны на снимке. Для этого лучше всего снимать в солнечный день. А ночью объект должен искусственно освещаться.


Отражение на снимке может играть разные роли. Оно может быть лишь дополнением к картине (тогда оно должно занимать не слишком много места в кадре), может нести равнозначную нагрузку (линию горизонта следует расположить посередине кадра) или играть главную роль (в этом случае отражение должно занимать большую часть снимка). Так же, отражения могут быть разными по внешнему виду. Если вы хотите, чтобы отражение было идентично своему «хозяину», то выдержу стоит ставить короткую. При длинной выдержке отражение может причудливо изогнуться, что добавит фотографии элементы сказочности.
Не забывайте, что можно снимать не только целые объекты, но и их части, а так же блики. Вода – это невероятно интересный материал для творчества, главное – наблюдательность.
Не стоит забывать о законах физики. Чем больше угол относительно поверхности, тем больше и лучше видно отражение.
В заключении можно напомнить о том, что контрастность имеет особое значение на снимках с отражениями, поэтому, обрабатывая фотографию в графическом редакторе, не бойтесь увеличивать этот показатель.

Эксперименты с водой всегда интересны, а результаты от этих экспериментов могут стать весьма неплохими фотографиями. Главное – замечать необычное в обычном и обращать на это внимание других людей. Может быть, тогда люди будут больше ценить окружающий мир, не мечтая о волшебстве из фильмов, так как настоящее волшебство и так среди нас.

Многие из нас знают, что объект съёмки должен быть повернут лицом к источнику света. Это непреклонное правило для тех, кто снимает в полностью автоматическом режиме. Если вы читаете эти страницы, смею предположить, что съёмка в режиме AUTO вам уже наскучила и вы хотите получить от цифровой фотографии нечто большее!
Давайте посмотрим, как правильно расположить объект фотосъёмки в тени. Да, в тени! Однако, не в полной темноте. И не во мраке старого сарая полного пыли и комаров. Если в солнечный, безоблачный день вы найдёте старое раскидистое дерево, такое, чтобы тень от листьев смешалась с яркими лучами солнца проходящими через крону, образуя как бы рваные чередующиеся пятна тени и света – это будет просто идеальное место для великолепного снимка. Прежде чем снять свой объект, находящийся под кроной этого дерева, убедитесь, что ваша фотокамера вместе с вами тоже попадают в причудливую тень от этого великолепного дерева. Только в этом случае, вероятность правильной экспозиции, даже в автоматическом режиме будет очень велика. Для большей уверенности прикройте вашу фотокамеру сверху своей ладонью, сделайте над ней козырёк, чтобы случайный лучик солнца не попал на датчик замера экспозиции. Вы даже можете включить встроенную фотовспышку…
Да-да, ярким-преярким днём, когда весело порхали бабочки… :о) В действительности, это единственный случай, когда можно применить встроенную электронную вспышку – она выполнит роль заполняющего света и поможет смягчить контраст светотеневых пятен на вашем объекте.

Поскольку мы уже упомянули встроенную фотовспышку стоит сказать, что пользоваться ей в темном помещении - не самая лучшая идея. Да и вечером на улице, вы получите очень светлый объект съёмки на практически чёрном фоне. Дело в том, что жесткий свет электронной фотовспышки только ухудшит качество снимка – появятся очень четко очерченные тени и резкие световые пятна. Чтобы уменьшить жесткость света от встроенной вспышки можно отойти подальше от объекта съёмки, но, к сожалению, дальше 3-4 метров её света уже не достаточно для нормальной экспозиции в тёмном помещении. Снимок будет ещё хуже, если объект съемки находится слишком близко от задника (например, стены дома). Это касается именно встроенных фотовспышек. Если же вы пользуетесь отдельной съёмной фотовспышкой с поворотной головкой, то вам повезло! Направьте свет от вспышки не на объект съёмки, а на потолок, под углом 45° или больше. Во время съёмки свет от вашей фотовспышки отразиться от потолка и рассеется, создав мягкие тени. Конечно, здесь нужно попрактиковаться - отрегулировать мощность вспышки и угол поворота в зависимости от цвета и высоты потолка, а так же от расстояния до снимаемого объекта. Если вы ещё не купили такую фотовспышку (а они достаточно дороги для начинающего фотографа) или ваш фотоаппарат не снабжен специальным разъёмом, то самый простой выход включить все источники света которые есть в комнате и отключить встроенную вспышку, чтобы она не сработала автоматически. Есть способ чуточку посложенее – попробовать укротить встроенную фотовспышку с помощью самодельного отражателя.


Обращаясь к основам композиции, нередко встречаешь понятие симметрии. С одной стороны относительно этого определения можно встретить неодобрительные оценки. Так часто на страницах статей (особенно посвященных начинающим фотографам) настоятельно рекомендуется избегать симметрии. А вот в учебных пособиях по композиции, а также более подробных рассуждениях на тему построения кадра и т.п. без рассмотрения принципа симметрии авторы не обходятся. И именно последнее является подтверждением тому, что симметрия – одна из составляющих частей композиции, о которой не стоит забывать и выпускать из внимания.
Другой стороной проблемы является специфика принципа, сложность его понимания, а также умение использовать его законы.

Симметрия – в самом широком смысле, это повтор изображения чего-либо в другом, причем с помощью приема отражения. Так образуются две половинки, условно разделенные осью симметрии.
В фотографии симметрия наиболее часто используется для «повторения» в кадре отдельных предметов. Но не исключаются те случаи, когда симметрия распространяется на весь кадр.

Что же дает принцип симметрии фотографу?

Во-первых, это один из простых приемов композиционной организации кадра. При этом простота заключается в том, что увидеть симметричное расположение предметов не сложно.
Во-вторых, симметрия позволяет выронить, сбалансировать изображение, придать ему устойчивость и ясность (в плане понимания).
В-третьих, принцип симметрии позволяет сделать акцент на том, что собственно повторяется, либо на том, что находится в центре симметричного построения.

Еще одно преимущество симметрии – ее вариантность. Конечно, любой фотограф понимает, что найти абсолютно точное симметричное построение в реальной жизни навряд ли удастся. Поэтому часто «вторая половина» будет лишь частично повторять первую. Но здесь нас интересует другая сторона вариантности. Та, что дает возможность развиться творческому мышлению и взгляду фотографа. Дело в том, что фотограф может попытаться узреть симметрию, найти схожие черты в совершенно не похожих предметах и выстроить кадр в соответствии с этим. И если такое удастся, то это будет одной из творческих находок.

В заключении, хотелось бы также отметить тот момент, что симметрия может найти отражение не только в расположении конкретных объектов. Она проявляется также на уровне цвета, освещения, контраста и т.д.


Вот еще несколько приемов, которые, конечно, пополнят вашу творческую коллекцию. О других приемов в фотографии мы расскажем позже. Следите за информацией на нашем блоге! Творческих успехов!


1 комментарий:

  1. "...игра с отражениями очень эффектно выглядит в кинофильмах" - в точку!

    ОтветитьУдалить