вторник, 25 октября 2016 г.

Переправа, переправа. Берег левый, берег правый

Чтобы добраться на работу в Краснодар, жители адыгейского посёлка Новый используют необычный вид пригородного транспорта — катер. В нынешнем виде пассажирская переправа через Кубань работает здесь уже больше сорока лет, каждый день ей пользуется около 3 тысяч человек.

До переправы от Городского сада можно добраться пешком всего за 10 минут. С краснодарской улицы Набережной необходимо свернуть в один из переулков, ведущих к Кубани. На берегу реки, среди полуразрушенных железобетонных конструкций, расположена пассажирская пристань, от которой каждые 20 минут отправляется небольшое судно. Ещё за 10 минут, но пройденных уже по воде, оказываешься на улице Набережной посёлка Нового.


Раньше на переправе работали три катера, но сегодня два из них находятся на ремонте. В начале 80-х годов стоимость одной поездки на катере, как и сегодня, была сопоставима со стоимостью проезда на городском электротранспорте — 3 копейки.
Мало кто знает, что первым платным мостовым сооружением на Кубани был Траховский мост в Екатеринодаре, построенный в 1880-х годах и принадлежавший севастопольскому купцу Боброву. Чтобы добраться на работу в Краснодар, жители адыгейского посёлка Новый используют необычный вид пригородного транспорта — катер. В нынешнем виде пассажирская переправа через Кубань работает здесь уже больше сорока лет, каждый день ей пользуется около 3 тысяч человек.


До переправы от Городского сада можно добраться пешком всего за 10 минут. С краснодарской улицы Набережной необходимо свернуть в один из переулков, ведущих к Кубани. На берегу реки, среди полуразрушенных железобетонных конструкций, расположена пассажирская пристань, от которой каждые 20 минут отправляется небольшое судно. Ещё за 10 минут, но пройденных уже по воде, оказываешься на улице Набережной посёлка Нового.
Раньше на переправе работали три катера, но сегодня два из них находятся на ремонте. В начале 80-х годов стоимость одной поездки на катере, как и сегодня, была сопоставима со стоимостью проезда на городском электротранспорте — 3 копейки.


Мало кто знает, что первым платным мостовым сооружением на Кубани был Траховский мост в Екатеринодаре, построенный в 1880-х годах и принадлежавший севастопольскому купцу Боброву. Сооружение соединяло берега реки Кубань в районе начала нынешней улицы Ставропольской. Мост был понтонным: плавучими опорами выступали несколько баркасов, пролетными строениями — бревна и закрепленные на них доски. В начале XX века мост был выкуплен екатеринодарским предпринимателем Лю Траховым. За проход и проезд по мосту взималась плата: 1 копейка с пешехода или велосипедиста, 3 копейки с конного, 5 копеек с пустой повозки и 10 — с груженой. Ежегодный доход Трахова от эксплуатации моста оценивали в 9 тысяч рублей (на сегодняшний день это около 12 миллионов рублей).
Весной 1915 года мост был сильно поврежден в результате половодья на Кубани. Последние упоминания о нем относятся к началу 1920-х годов. Во время Великой Отечественной войны на этом месте немцами был возведен временный деревянный мост. Сооружение было предназначено для переправки военной техники.
После оккупации мост был разобран.


Истории сегодняшних пассажиров переправы похожи друг на друга. Почти всё население поселка Нового и аула Козет работает, учится и отоваривается в Краснодаре, и катер, курсирующий от одного берега к другому, давно перестал быть для них диковинкой.
Для большинства жителей адыгейского берега альтернативы катеру не существует: автобусы и маршрутки из Нового в Краснодар не ходят. Переправой пользуются и те, у кого есть личный автомобиль, но нет желания каждый день стоять в пробке на Яблоновском мосту.
Старожилы посёлка говорят, что катер начал курсировать в конце 70-х годов, а до этого водное сообщение с Краснодаром осуществлялось на обычных лодках. После развала СССР переправу у Кубанского речного пароходства выкупил местный предприниматель.

*В подготовке материала использованы иллюстрации краснодарского блогера и друга по совместительству, Сергея Евсюкова

7 комментариев:

  1. Да, на катере гораздо быстрее можно добраться в Краснодар, чем на автомобиле. Проверено лично))) Но вот, к сожалению, речной транспорт парк уже давно не обновлялся. А что будет, если и этот катер выйдет из строя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проблема только в том, что русло Кубани сейчас не очищается, поэтому во многих местах опасно двигаться по реке на катерах - бревна и ветви деревьев, что несет наша горная река скрываются под водой, а это может привести к различного рода ЧП. Вторая проблема, Вы верно отметили, Анна Борисовна, это обновление парка. Суда старые, ржавые, которым в рейс отправляться не следовало бы еще десяток лет назад. Но речная переправа звучит как-то даже романтично, или необычно - напоминание о, может, веке так XIX, давно ушедшем от нас))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Александр Сергеевич! Проблема с очисткой русел не только у Вас в Краснодаре! У нас начали эти заниматься, но очень медленно (средства...), а один предприниматель построил речной трамвайчик, и он курсирует по р. Упе, правда цена ого-го 500 руб. час, а я боюсь, что он где-нибудь зацепится или еще что-либо случиться... Романтично, но...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! В финансовый вопрос, увы, упирается сейчас большая часть проблем. У нас также по Кубани курсируют и прогулочные катера. Тоже час стоит около 300-400 рублей. Маршрут, правда, у него небольшой - километра 3 по течению. Мы в летнем лагере часто проводим экскурсию на катере детям. Есть экскурсия, продолжительностью 5 часов, в Краснодарское водохранилище с переходом через шлюзы. И на этом пока максимум. А раньше Кубань была судоходна на протяжении километров 80 вниз по течению от города Краснодара. Может, когда-нибудь, вернутся те былые маршруты... Но это больше риторический вопрос, чем утверждение.

      Удалить
    2. Спасибо за информацию, Александр Сергеевич! Интересно!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Александр Сергеевич! К сожалению, проблема переправы актуальна и для Омской области! У нас есть районы, которые весной и осенью не могут проехать по дорогам, только по реке. Но... и мосты разрушены, и паромы устарели...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Эти проблемы везде актуальны из-за финансирования. И в ближайшее время вряд ли ситуация изменится. А ведь реки издревле были главными транспортными артериями. Человек всегда селился вдоль рек. А сейчас отвернулся от них...

      Удалить