среда, 2 ноября 2011 г.

Как повысить мотивацию к учению?

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования Сегодня мы попытаемся осмыслить собственную деятельность по формированию положительной мотивации учения школьников, определить перспективы нашей работы по развитию мотивации успеха и стимулирования учебно-познавательной деятельности. Сделать это необходимо потому, что именно стимулирование познавательной деятельности является средством саморазвития и самореализации личности, которую мы растим. Рассматривая причины такого несоответствия, на первый план выходит самая значимая - отсутствие интереса к учебной деятельности, отсутствие мотивации. Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т.е. ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Мы не будем рассматривать классификацию мотивов, вы знаете ее из психологии.  Мы рассмотрим основные технологии достижения успешности на уроках как учителя, так и ученика.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать эти процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.
Основой для развития личности являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.
Потребность в самоутверждении:
-  занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, самосовершенствоваться.
Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путем обмана, присвоения чужого и т.д.
Потребность в самовыражении:
- стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.
Потребность в самоопределении:
- поиск подходящей роли, своего места в жизни, духовный поиск.
Потребность в безопасности, защищенности – это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.
Потребность в самореализации:
- стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь (самореализоваться).
Самореализация -  это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.
Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Стимулирующую роль играет самооценка. Нередко она бывает занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
- верить в каждого ребенка и его возможности;
- оценивать не личность, а действия, поступки;
- видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком;
- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
- не торопиться с выводами;
- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация обучающихся к познавательной деятельности, снижается количество обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного года, особенно к седьмому, восьмому классам. Активность на уроках падает. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности.
Одна из главных причин понижения успехов в учебе – недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности обучающихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Опыт работы позволяет сформулировать несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
Теперь познакомимся с основными технологиями, активизирующими познавательную деятельность учащегося, его мотивацию к успешному учению.
Использование преимущественно игровых форм занятий повышает мотивацию успешного обучения, способствует более качественному усвоению материала, повышает интерес к изучаемому материалу. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.   Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • Как технологии внеклассной работы.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. А. М. Горький писал: “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок деловая игра.  Его отличие от дидактической игры  заключается в следующем:
ü    Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
ü   Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
ü       Наличие конфликтных ситуаций;
ü Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
ü Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
ü Контроль игрового времени;
ü Элементы состязательности;
ü Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Конкурсно- соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся – еще один из приемов стимулирования мотивации к обучению. Свойственную детям активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.
Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.
Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Информационно-коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию школьника к обучению, повышают интерес к предмету и материалу, способствуют более глубокому осмыслению материала, построению логических моделей, подготовке выводов. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
 
 Однако при организации урока с использованием компьютерных программ,  информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.
Использование современных ИКТ - технологий позволяет перейти:
  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
  • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

  • Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощёнными и активными.
  • В настоящее время в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

    Это декларируется в: Закон РФ «Об образовании» ст.56.3 «О прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. п. 2.1. «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность».

    Конвенция ООН о правах ребенка ст.28.2. «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка».
    Главным критерием психологического пространства являет безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

    Что такое комфорт?

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.)

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

    Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

    «Ничему меня не научит
     То, что тычет, талдычит, жучит».

    Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.
    Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создает пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приемов развития такого интереса.

    Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий