пятница, 18 августа 2017 г.

Видеть жизнь через морские пейзажи. 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского

В конце июля в Феодосии проходили торжества, посвященные 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского. Великий маринист внес большой вклад не только в русскую живопись, но и в развитие одного из крупнейших городов Крыма. Именно благодаря Ивану Константиновичу в Феодосию была проведена железная дорога. Город, имеющий выгодное положение, должен был стать одним из крупных портов, - считал Айвазовский. Его усилиями и были решены организационные вопросы, а железная дрога в город была построена.


В конце июля нескончаемым потоком шли  посетители в картинную галерею Айвазовского. Пройдемся по ее залам и мы.
В самом начале экспозиции зрителю представлены портреты Айвазовского. 


1. "От штиля к урагану". 1894 год. В этой картине Айвазовский изобразил человеческую жизнь: она начинается спокойным детством, нарастающие волны моря показывают нарастающие проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Штормящим морем Айвазовский символизирует взрослую жизнь и старость…


2. "Среди волн" 1898 год. Эту масштабную картину Айвазовский создал всго за 10 дней в свои 80 лет! Размеры картины 285х429 см. 


3. "Итальянский пейзаж". 1857 год. Умиротворённость, спокойствие, безмятежность разливается в воздухе чудесного дня, уже клонящегося к закату. Подсвеченные розовым облака свидетельствуют о приближении тёплого, тихого вечера. Итальянское побережье спокойно и задумчиво; лёгкая рябь пробегает по глади моря, но ветерок почти не заметен. В такое время приятно неспешно прогуливаться на лодке по штилевому морю, любуясь на живописные берега Италии!

   В картине Айвазовского "Итальянский пейзаж. Вечер" доминирует мягкая сине-голубая гамма, в которую внесена нежно-розовая пастель и немного золотистых оттенков – отблесков скрывшегося солнца на стенах прибрежного города, на парусе рыбацкой шхуны и на морской глади. Лёгкие розовые и лиловые оттенки делают романтичней горизонт с туманными очертаниями гор.

   Ближе к левому краю краски полотна насыщенней, гуще: подступает вечер. Но гуляющие в лодке ещё ловят отблески уходящего дня, любуясь с моря на восхитительный пейзаж Апеннин.



4. "Морской вид. Шторм на море". 1878 год. (на фото - справа)
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский постоянно участвовал в учебных плаваниях кораблей военного флота, боевых операциях, экспедициях и маневрах. Впечатления и натурные зарисовки служили художнику материалом для морских пейзажей. Данное полотно, лишенное красочных эффектов, с его сдержанной сине-зеленой тональностью и плотной, материальной живописью полно характеризует творчество знаменитого мариниста 1870-х. Именно в это время любимая художником тема кораблекрушения обогатилась ощущением неминуемой гибели корабля, находящегося в открытом море. Вместе с тем художник по-прежнему ищет в природе состояния, близкие переживаниям человеческой души. Вот и в этом произведении, где морское пространство трактуется как грандиозная, несоразмерная и неподвластная человеку сила, звучат ноты одиночества и меланхолии.


5. "Приход русских войск в Феодосию". 1871 год.
 Создание полотна было приурочено к 100-летию со дня освобождения Феодосии от 300-летнего турецкого владычества.
В 1770 году в сражении под Чесмой Турция потеряла значительную часть своего флота. Это событие сыграло решающую роль в судьбе крымских городов-крепостей. На картине хорошо просматриваются панорама Феодосии, мощные крепостные стены и башни.
В 1771 году в город вошли русские войска. В честь победы салютуют на кораблях и на берегу. 


6. "Первый поезд в Феодосии". 1892 год.
С середины XIX века Айвазовский – патриот Феодосии, принимавший активное участие в общественной жизни города, занимавшийся благотворительностью и использовавший всё своё влияние для того, чтобы в городе внедрялись достижения научно-технического прогресса — продвигал проект модернизации Феодосийского морского торгового порта и строительства железнодорожной ветки. Однако же вплоть до 90-х годов как частные, так и государственные инициативы в этом направлении терпели фиаско по причине чрезвычайно высокой стоимости работ. Наконец, в 1890 году столичными чиновниками было подготовлено проектное решение, предполагавшее создание вдоль феодосийской береговой линии искусственной насыпи, по которой прокладывалась линия железной дороги, и искусственного мола для устройства новых портовых сооружений: такой проект был наиболее дёшев в реализации, и казна была готова выделить требуемую сумму.
По жестокой иронии, согласно утверждённому министрами проекту, железнодорожная линия должна была пройти непосредственно перед домом Айвазовского, уничтожая бархатный пляж под его окнами; вокзал планировалось построить в двух сотнях метров от ограды «маленького фруктового сада» живописца, а любимые им Генуэзская башня и приморский променад вдоль стройных зданий Итальянской улицы навсегда прощались с морем, отрезанные от него насыпью и железнодорожной веткой. Несмотря на это, один из главнейших лоббистов включения Феодосии в железнодорожную сеть дал согласие на проект.
В августе 1892 года была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги, и прекрасная средиземноморская береговая линия Феодосии, где отточенные пропорции зданий в классическом стиле соседствовали со средневековыми башнями, а по древним камням морского фронта крепости Каффы гуляли вдоль берега отдыхающие, была утрачена навсегда. Этому знаменательному для Феодосии событию Айвазовский посвятил одно из самых холодных, самых безжизненных своих полотен. На нём паровоз с тускло горящими головными огнями покидает ночной город с серыми, безрадостными зданиями и частоколом чёрных мачт в порту по той самой дороге, которая отрезала пожилого художника от морской стихии, которую он беззаветно любил.


7. В музее хранятся посмертная маска Айвазовского и слепок руки.


К 200-летию со дня рождения художника часть картин в галерею была привезена из Русского музея Санкт-Петербурга. 

Объяснив загруженностью музея в честь юбилейной даты, экскурсовод всячески жестикулировала о минимализации съемок в ходе экскурсии. Будете в Феодосии, сходить можно. Музей не большой, но если с экскурсионным обслуживанием, то вам расскажут об истории создания самых значимых картин.


_MG_5657-1.jpg

_______________________________________

Данный журнал является личным блогом, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Все фотографии в этом блоге авторские, если не сказано обратного. Все тексты в этом блоге авторские, если не сказано обратного. При использовании материалов этого блога ссылка на источник (т.е. этот блог) обязательна. Копирование материала в некоммерческих целях с указанием источника разрешается. В других случаях - прошу связаться со мной через e-mail. 

8 комментариев:

  1. Александр Сергеевич,здравствуйте! Дважды была в музее.Впервые картина "Среди волн! много лет назад произвела впечатление освежающего душа.Второй раз, в ноябре ушедшего года,отреагировала "по-взрослому",т.е.спокойно. Непревзойдённый Мастер!Тогда ,в 1984 году мы ходили по музею самостоятельно,без экскурсоводов.Моим ученикам повезло больше.Им досталась хоть немного и сердитая,но,безусловно,любящая своё дело,гид.А вот о железной дороге я узнала от вас.Спасибо.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Многие картины Айвазовского с глубоким смыслом, большинство из них мрачные, штормящие. А те, что яркие, в нежных тонах несут радость жизни. Розовые краски закатов или рассветов над морем - радуют взгляд. Про железную дорогу нам тоже рассказала строгая и сердитая экскурсовод)) Которая всех обрывала со съемкой: "Потом снимать будете! У нас много желающих посмотреть галерею".

      Удалить
  2. Как я люблю морские пейзажи Айвазовского, но в подлиннике его картины никогда не видела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже, Ирина Михайловна, нравятся морские пейзажи Айвазовского. Теперь мне повезло посмотреть их в реальности! Впечатление - потрясающее.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Александр Сергеевич! Вот куда бы сходила с большим интересом! В нашем городе (Омск) есть всего 8 картин Айвазовского, и в этом году выставлялись все картины. И об этом я писала в своём блоге (https://bibl-140.blogspot.ru/2017/07/blog-post_31.html)Спасибо за Ваш рассказ и фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Картины мастера раскиданы по музеям мира, часть коллекции в Русском музее Петербурга. Но основная, конечно, здесь. Посмотреть стоит, побывав в Крыму

      Удалить
  4. ой, как же я хочу еще раз всю эту красоту увидеть сама. Спасибо, Александр Сергеевич, за экскурс в историю и фотографии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно, что пост помог Вам, Анна Борисовна, освежить воспоминания о творчестве великого мариниста!

      Удалить