Продолжение. Предыдущая часть здесь
В этом посте основные моменты: Безумная посадка в поезд. Средневековый город. Выборгский замок. Башня Св. Олафа. Карельский перешеек.
Суббота, 9 июля. Выходной день В пригород Санкт-Петербурга - Выборг - направляется больше электричек, чем в обычный рабочий день. Именно такой способ мы решили выбрать, чтобы добраться до этого средневекового пригорода Санкт-Петербурга, минуя все ремонты дорог и пробки по дорогам. Чтобы не отправляться в раннюю рань на утренней восьмичасовой электричке, мы решили выбрать комфортабельную "Ласточку", которая отправляется в 10ч30мин. Она и идет на час меньше в пути, и следует экспрессом. Билет на нее стоит 350 рублей.
Финляндский вокзал, откуда отправляются поезда на Выборг, отправляет и принимает туристов на поезда "Аллегро" в Хельсинки.
Мы прибыли на вокзал намного заранее, зная, что в "Ласточке" места без номеров (ты заходишь и занимаешь места самостоятельно). Людей с каждой минутой становилось все больше и больше. И вот, прозвучала долгожданная фраза о посадке на "Ласточку". Такой толпы. устремившейся на поезд, я еще не видел нигде. Кажется, весь народ с вокзала ломанулся к поезду (мы, кстати, не ожидали, что такое количество желающих посетить этот город). Пока "Ласточка" "парковалась" на платформе, люди выстроились в ряда 4 перед входом, отталкивая друг друга, чтобы занять места. Как только открылись двери, вся эта толпа хлынула в поезд, сметая все на своем пути. Такой давки я не видел даже в московском метро. Люди забегали в поезд, "падали" на первые попавшиеся свободные места и держали их от других пассажиров. К счастью, мы тоже успели занять места, но... в 10-вагонном поезде (в каждом вагоне по 103 места) за 3 посадочные минуты не стало вообще сидячих мест! На каждой площадке скопилось еще около 50 стоячих пассажиров!!!
Оставив позади "впечатляющую" посадку, комфортабельный поезд отправился в путь. По дороге мы сделаем всего несколько остановок: Удельная, Зеленогорск и Рощино. "Ласточка" набирает скорость местами до 160 км/ч.
В 12 часов поезд прибывает на станцию Выборг.
В Выборге, сразу на привокзальной площади, гостей встречает карта города и надпись, выполненная уже в скандинавском стиле.
В двух шагах от вокзала гости оказываются на набережной залива Салакка-Лахти (ощущаете уже финские названия?). Причем этот залив - часть Балтийского моря.
Отель на берегу залива смотрится весьма презентабельно.
На набережной множество различных скульптур.
Попутного ветра, знак.
Пройдя несколько минут по набережной, попадаешь на центральную площадь города - здесь расположены несколько достопримечательностей - Круглая башня и Выборгский рынок.
Круглая башня была построена в 1547-1550 годах. Это одна из двух сохранившихся башен средневековой Выборгской крепости. Сейчас в башне располагается ресторан.
Здание рынка, выдержанное в северном стиле, с часовой башенкой, было построено в 1904-1905 годах. Помимо самого рынка, в здании расположились кафе и сувенирные лавки.
Сам город Выборг, основанный в средние века шведами (1293 год), является единственным историческим поселением Ленинградской области. До 1940 года это был второй по величине город Финляндии. А с 1944 года он окончательно перешел в состав России.
Архитектура города напоминает северные скандинавские страны, улицы, в основном, вымощены брусчаткой.
А на зданиях надписи, предупреждающие об опасностях зимой сплошь и рядом. Город то северный!
Все здесь связано с флотом, боевой славой и гордостью России.
А мы выходим снова на набережную.
В городе часто встречаются машины с финскими номерами. До Финляндии то всего десяток километров.
Дорога обратно на "Ласточке" показалась быстрее. Да и вагон был полупустой. Народу назад ехало мало.
В этом посте основные моменты: Безумная посадка в поезд. Средневековый город. Выборгский замок. Башня Св. Олафа. Карельский перешеек.
Суббота, 9 июля. Выходной день В пригород Санкт-Петербурга - Выборг - направляется больше электричек, чем в обычный рабочий день. Именно такой способ мы решили выбрать, чтобы добраться до этого средневекового пригорода Санкт-Петербурга, минуя все ремонты дорог и пробки по дорогам. Чтобы не отправляться в раннюю рань на утренней восьмичасовой электричке, мы решили выбрать комфортабельную "Ласточку", которая отправляется в 10ч30мин. Она и идет на час меньше в пути, и следует экспрессом. Билет на нее стоит 350 рублей.
Финляндский вокзал, откуда отправляются поезда на Выборг, отправляет и принимает туристов на поезда "Аллегро" в Хельсинки.
Мы прибыли на вокзал намного заранее, зная, что в "Ласточке" места без номеров (ты заходишь и занимаешь места самостоятельно). Людей с каждой минутой становилось все больше и больше. И вот, прозвучала долгожданная фраза о посадке на "Ласточку". Такой толпы. устремившейся на поезд, я еще не видел нигде. Кажется, весь народ с вокзала ломанулся к поезду (мы, кстати, не ожидали, что такое количество желающих посетить этот город). Пока "Ласточка" "парковалась" на платформе, люди выстроились в ряда 4 перед входом, отталкивая друг друга, чтобы занять места. Как только открылись двери, вся эта толпа хлынула в поезд, сметая все на своем пути. Такой давки я не видел даже в московском метро. Люди забегали в поезд, "падали" на первые попавшиеся свободные места и держали их от других пассажиров. К счастью, мы тоже успели занять места, но... в 10-вагонном поезде (в каждом вагоне по 103 места) за 3 посадочные минуты не стало вообще сидячих мест! На каждой площадке скопилось еще около 50 стоячих пассажиров!!!
Оставив позади "впечатляющую" посадку, комфортабельный поезд отправился в путь. По дороге мы сделаем всего несколько остановок: Удельная, Зеленогорск и Рощино. "Ласточка" набирает скорость местами до 160 км/ч.
В 12 часов поезд прибывает на станцию Выборг.
В Выборге, сразу на привокзальной площади, гостей встречает карта города и надпись, выполненная уже в скандинавском стиле.
В двух шагах от вокзала гости оказываются на набережной залива Салакка-Лахти (ощущаете уже финские названия?). Причем этот залив - часть Балтийского моря.
Отель на берегу залива смотрится весьма презентабельно.
На набережной множество различных скульптур.
Попутного ветра, знак.
Пройдя несколько минут по набережной, попадаешь на центральную площадь города - здесь расположены несколько достопримечательностей - Круглая башня и Выборгский рынок.
Круглая башня была построена в 1547-1550 годах. Это одна из двух сохранившихся башен средневековой Выборгской крепости. Сейчас в башне располагается ресторан.
Здание рынка, выдержанное в северном стиле, с часовой башенкой, было построено в 1904-1905 годах. Помимо самого рынка, в здании расположились кафе и сувенирные лавки.
Сам город Выборг, основанный в средние века шведами (1293 год), является единственным историческим поселением Ленинградской области. До 1940 года это был второй по величине город Финляндии. А с 1944 года он окончательно перешел в состав России.
Архитектура города напоминает северные скандинавские страны, улицы, в основном, вымощены брусчаткой.
Выборг можно назвать самым «западноевропейским» городом России, его старинные башни и улочки напоминают Ригу и Таллин. Выборгский замок – это единственная в России средневековая крепость, достаточно хорошо сохранившаяся.
С 1960 года в Выборгском замке работает музей, где каждый найдет интересную для него экспозицию. Для детей будут особенно интересны театрализованные экскурсии в сопровождении сказочных персонажей.
Обязательным пунктом программы всех туристов, осматривающих достопримечательности Выборга, является подъем на обзорную площадку. Вы будете поражены потрясающим видом на Старый город, его окрестности, Выборгский залив, прекрасные и суровые леса Карельского перешейка.
Существует легенда, что со смотровой площадки можно увидеть Финляндию, хотя, надо заметить, что это вряд ли возможно, поскольку до границы с этой страной – не менее 30 км.
В 1293 году шведы под руководством маршала Торгильса Кнутсона совершили так называемый Третий Крестовый поход. Захватив поселение карелов, принадлежащее Новгородской республике, они хотели закрепиться на стратегически выгодной территории и обратить православных в католическую веру.
На месте разоренного острога, на острове в Финском проливе был построен замок, который шведы назвали «Святой крепостью» (vi в переводе с древнескандинавского означает «святой», borg – «крепость»).
Были возведены зубчатые каменные стены высотой в 7 метров и шириной в 1,5-2 метра. В центре крепости, на самой высокой площадке, построена сторожевая четырехгранная башня, названная в честь норвежского короля Олафа, утвердившего христианство в Скандинавии. Выборг стал пограничной шведской крепостью и с этого времени Швеция в течение четырех столетий контролировала торговый путь от Ладоги до Балтики, обеспечивая безопасность своим мореходцам. Вскоре на полуострове напротив крепости выросло поселение.
Новгородцы не один раз пытались вернуть стратегически важные земли. В 1294 и 1322 году были предприняты попытки отбить крепость, но атаки воинов были отражены.
В последующие годы укреплению цитадели уделялось большое внимание. Так, в XV веке была сооружена южная крепостная стена с несколькими башнями, а через столетие для защиты со стороны города возвели опорную стену, в которой начинался тайный ход к дамбе для выхода в город.
В 1495 году русские войска подошли к Выборгу самым современным для того времени оружием - шестью крупнокалиберными пушками и, когда под огнем рухнули две башни, казалось, победа была близка.
Но в самый ответственный момент шведский военачальник Кнут Поссе приказал поджечь порох и взорвать одну из крепостных башен. Многие воины погибли, дым и страшный грохот привели в замешательство оставшихся в живых новгородцев и они вынуждены были отступить. Это событие вошло в историю как «Выборгский гром».
При этом, Кнуту Поссе приписали магические качества.По легенде, он получил колдовскую смесь, смешав в одном котле жаб и ртуть, известь и щелок, а затем с расстояния взорвал порох в Андреевской башне, остановив атаку русских воинов.
В 1706 году Петр Первый попытался захватить крепость, но безуспешно. В марте 1710 года император вновь организовал поход на Выборг. Русское войско под командованием генерал-адмирала Федора Апраксина совершило ледовый поход от Кронштадта, приблизилось к Выборгу и обстреляло крепость. Затем началась осада, продлившаяся почти два месяца.
25 апреля, когда Нева вскрылась, на помощь сухопутному русскому войску отправился флот. Необходимо было подойти к Выборгу раньше, чем могли прибыть корабли более сильной шведской эскадры.
В условиях сложной ледовой обстановки Петр лично отправился в разведку и нашел путь среди льдов для проводки кораблей от южного берега Финского залива к северному. Когда русский флот подошел к крепости, при проходе мимо шведских батарей на кораблях были подняты шведские флаги, а вся команда переоделась в шведскую форму. Шведы не сразу обнаружили обман, а когда открыли огонь, было уже поздно.
Осаждавшие крепость войска были пополнены Преображенским и Семеновским полками, были доставлены 80 пушек, 28 мортир и 190 ручных мортирок, а также большое количество продовольствия.
Апраксин во избежание кровопролития направил коменданту крепости письмо с предложением сдать крепость, но тот ответил отказом. 1 июня начался штурм - был открыт огонь по крепости, не прекращавшийся пять дней. Шведы упорно сопротивлялись, но сломить осаду уже не могли.
При подготовке к штурму была написана специальная инструкция для солдат, в которой указывалось на необходимость гуманного отношения к населению: «чтоб женского полу и малых младенцев и духовного чину не убивать», а при взятии города «грабительства никакого не чинить».
13 июня 1710 года Выборгский замок был взят.
В результате мощного обстрела крепость получила серьезные повреждения. Всю первую половину XVIII века шло восстановление разрушенных строений.
Одновременно для защиты крепости от шведов на острове Твердыщ был возведенАнненкрон– каменные укрепления бастионного типа, получившие название Анненских. Строительство выполнялось по последнему слову техники того времени, высота стен сооружения достигала 10 метров, а ширина – трех метров. Для защиты от артиллерии перед бастионом Святой Анны были возведены большой и малый контргарды (дополнительные валы перед рвом основного вала крепости).
Выборгский замок постепенно теряет свое важное оборонительное значение и используется для размещения русского гарнизона.
В начале XX века на башне Олафа появился флагшток, на котором был вывешен флаг Российской империи. Затем, в течение столетия флаги на башне менялись несколько раз.
- С 1811 года и до революции 1917 года Финляндия входила в состав Российского государства, как автономное образование. 6 декабря 1917 года, когда была принята Декларация прав народов России», Финляндия обрела независимость и флаг был сменен на финский.
- По итогам Советско-финской войны 1939—1940 годов северная часть Карельского перешейка вместе с Выборгом перешла СССР. На флагштоке развевается красный флаг СССР.
- 29-го августа 1941 года Советские воины покинули город, финны, воевавшие на стороне Германии, овладели городом и вновь на башне Олафа был поднят финский флаг.
- В 1944 году после успешного наступления советских войск Финляндия заключила мирный договор с СССР, Выборг стал советским городом.
Интересно, что летом 1944 года, когда крепость была взята советскими воинами, красного флага не нашлось и вместо него была вывешена красная юбка. В настоящее время она хранится в Историческом музее Выборга, а снятый финский флаг – в Военном музее Хельсинки.
В настоящее время на башне можно видеть флаг Российской Федерации.
Размеры Выборгского замка составляют всего 170 на 120 метров, но на этой небольшой территории разместилось значительное количество построек, центральное место среди которых занимает башня Олафа.
От стен замка открывается вид на северные пейзажи Карельского перешейка.
Окрестности замка изобилуют видами средневековья
В городе нередки финские названия.
А на зданиях надписи, предупреждающие об опасностях зимой сплошь и рядом. Город то северный!
Все здесь связано с флотом, боевой славой и гордостью России.
А мы выходим снова на набережную.
В городе часто встречаются машины с финскими номерами. До Финляндии то всего десяток километров.
Дорога обратно на "Ласточке" показалась быстрее. Да и вагон был полупустой. Народу назад ехало мало.
А вечером нас ждало другое путешествие...
Продолжение следует...
Всегда радует сохранение старины!
ОтветитьУдалитьОсобенно, если она такая средневековая.
УдалитьКолоритные фотографии! Спасибо, мне очень понравился Ваш рассказ, Александр Сергеевич. Экстрим-посадка по поезд - это нечто!))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Такой давки я еще нигде не видел! А еще культурная столица))
Удалить