Новый
год в Японии считается больше религиозным праздником и пиршеств и
застолий, как правило, не бывает, но Новому году в Японии предшествует
Рождество, которое празднуется 25 декабря. Рождество в отличие от Нового года,
хотя и не является государственным праздником, тем не менее жителями
Японии празднуется более масштабнее и веселее.
Новый
год в довоенное время в Японии праздновали весь январь, спустя время Новый год
стали праздновать только первую неделю января мацу-но-учи, сейчас Новый
год празднуется три дня.
Готовятся
к этому празднику задолго и уже в начале декабря на улицах городов, площадях и
супермаркетах появляются высокие и празднично наряженные
ёлки, живые елки вырубать запрещено, поэтому везде можно встретить только
искусственные. Непременным атрибутом является Санта-Клаус и веселые новогодние
мелодии. Появляются дополнительные лотки, на которых продаются рождественские и
новогодние открытки, на открытках изображаются представили грядущего года,
например лошадь и подкова. Так же появляется много праздничных ярмарок
и распродаж, улицы украшаются дополнительной праздничной иллюминацией.
Так
же как и у всех перед Новым годом каждая хозяйка в Японии погружена в заботы
и хлопоты. Необходимо навести порядок дома, купить подарки родным и друзьям,
обязательно нарядить символ нового года —кадомацу.
Кадомацу
— это японское новогоднее украшение, которое размещается как перед домом, так и
внутри жилища. Ранее это была сосна, символ долголетия, сейчас же кадомацу
состоит из трех обязательных частей, это бамбук, его наличие в
композиции, говорит о пожелании того, чтобы дети в семье росли
быстро как бамбук, наличие сливы несёт в себе пожелание крепких помощников для
родителей, а сосна желает всей семье долголетия. Всё это перевязывается
соломенной верёвкой, обязательно этого года. По поверью новогоднее божество
живёт в кадомацу, это его временное святилище.
Деревья
для кадомацу (там где используют настоящие деревья) срубают в счастливый день
13 декабря, а убирают кадомацу 4, 7 или 14 января.
Если
кадомацу (дословно «сосна у входа» ) ставят перед домом, то
обязательно их ставят в паре, а между ними вешают, сплетённую из соломы
верёвку, которая выполняет роль оберега.
Так
как для японцев Новый год является религиозным праздником, то многие
заранее резервируют себе места в буддийских и синтоистских
храмах, вход в такие храмы может быть бесплатным, а может и стоить
приличных денег. Если мы привыкли встречать Новый год под бой курантов, то
японцы встречают Новый год под звон колоколов, которые одномоментно начинают
звонить по всей Японии и этот звон слышен в каждом уголке страны.
Бой колоколов ознаменуют 108 ударов — с каждым ударом колокола
уходят человеческие пороки и человек очищенный и обновлённый вступает в
новый год. Храмы приглашают японцев принять участие в этом действие.
31
декабря в Японии называют ооми-сока, это заключительные приготовления к
Новому году, это означает, что все дела необходимо закончить в этом году, в
этот день все отдают свои долги, если оставили их на конец года, убираются в
жилищах и готовят праздничные блюда, всё должно завершиться в этом уходящем
году.
Поскольку
все японцы в равной мере посещают как синтоистские, так буддийские храмы,
то празднование Нового года чётко разделяется на две части. Это празднование
последнего дня уходящего года, всё, что связано со смертью, а уходящий
старый год тоже относится к этому числу относится к буддизму, и поэтому именно
в буддийские храмы идут богато одетые японцы, чтобы помолится и вознести
благодарность, за всё хорошее, что было в уходящем году и под звон 108 ударов
колокола очиститься от всех грехов.
Печальная
часть празднования Нового года закончена и рано утром 1 января, люди идут
в синтоистские святилища. Синтоизм олицетворяет для японца утехи реальной
жизни. Перед синтоистскими святилищами можно увидеть штабелями уложенные
сакэ, которые предназначены для прихожан. Но прежде чем приступить к
пиршеству необходимо исполнить ещё один немаловажный ритуал — зажечь
новый огонь окэра маири. Окэра это лекарственное зелье, дым при его
сжигании изгоняет нечистую силу из жилищ и оберегает людей от болезней и
бед.
В
первый день нового года в синтоистских храмах можно увидеть множество
людей, зажигающих свои соломенные верёвки от священного огня. Они несут
этот огонь в свои жилища, чтобы там разжечь первый костёр в новом году
или поставить на семейный алтарь, буцудан на счастье, на здоровье и
на новый год.
Очиститься
и зажечь новый огонь — именно такой смысл имеет празднование Нового
года в Японии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий